


Те, кому помогут
БР № 8 (1141) 23 февраля - 1 марта 2015 г.
На днях белорусское правительство определило 106 наиболее значимых для страны предприятий реального сектора экономики. В условиях нынешнего кризиса им будет оказана государственная поддержка в виде различных льгот и преференций.
Первые позиции в данном списке занимают Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, "Амкодор", "Нафтан", "Полимир" и ряд других гигантов отечественной индустрии.
Речь идет об участии этих предприятий в государственных программах, кредитах под гарантии правительства, компенсации процентов по кредитам, освобождении от уплаты пошлин за ввоз импортного оборудования и прочих налоговых преференциях.
Механизм помощи премьер-министр РБ Андрей Кобяков недавно описал на заседании правительства так: "Смотрим каждое предприятие в отдельности и вместе с банками вырабатываем решения по снижению кредитной нагрузки, помогаем пересмотреть бизнес-планы, принимаем другие меры, чтобы предприятия могли вздохнуть свободно".
При этом и самим производителям необходимо более активно заниматься возвратом просроченной дебиторской задолженности и поиском новых заказчиков. "Если предприятие четко видит рынки сбыта, имеет гарантированные экспортные контракты, то для него банки всегда найдут средства. Финансировать предприятия ради производства на склад никто не будет".
Однако в связи с тем, что размеры финансовой поддержки белорусских предприятий в этом году будут сокращены (как-никак рецессия), то и "особо значимым" придется умерить аппетиты. В частности, общий объем кредитования с господдержкой программ и мероприятий снижен на 36%, до 44,2 трлн. BYR, государственная инвестиционная программа ужата на 40%.
Между тем многие эксперты не вполне разделяют подходы Совмина к формированию списка приоритетных получателей господдержки. Как полагает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц, при составлении упомянутого перечня правительство руководствовалось двумя основными критериями: количеством рабочих мест и вкладом в формирование ВВП.
В результате в нем не оказалось тех предприятий, которые могли бы выступить драйверами роста для отечественной экономики, способствовать ее переходу на пятый и шестой технологические уклады.
Зато практически все предприятия из этого списка, за исключением "нефтянки", являются дотируемыми.
В данном контексте справедливым выглядит мнение, что при включении предприятий в особый список чиновники руководствовались прежде всего соображениями предвыборной стабильности (нельзя раздражать электорат, сосредоточенный на заводах-гигантах), а не экономической целесообразностью. Ведь и управленцы, и рядовые работники привыкли, что в предвыборный период им всегда оказывают весомую государственную поддержку.
Сходного мнения придерживается и экономист Александр Обухович, который считает принципиально неверным подход правительства к стимулированию развития реального сектора. По его словам, сама структура нашей экономики, которую Беларусь унаследовала от Советского Союза, за годы, прошедшие после его распада, практически не изменилась. И сегодня она по-прежнему представляет собой сборочный цех уже несуществующей страны, а посему нежизнеспособна.
Крупные предприятия требуют огромных вложений, отдача от которых не вполне очевидна. Так, для обеспечения более-менее нормальной хозяйственной деятельности, например, "Интеграла" необходимо около 5-7 млрд. USD, Минского автомобильного завода - примерно 5 млрд. USD.
Нынешнее сложное положение традиционных флагманов белорусской индустрии является следствием их низкой конкурентоспособности. Сжатие российского рынка сбыта и отсутствие альтернативы в дальнем зарубежье поставило ряд из них на грань финансовой катастрофы.
Согласно данным официальной статистики, за январь - ноябрь 2014 г. просроченная внешняя дебиторская задолженность (сумма неплатежей за поставленную на экспорт продукцию) выросла на 51,1%, в связи с чем многие предприятия не в состоянии своевременно платить по долгам. Просроченная задолженность по кредитам и займам с начала прошлого года по 1 декабря увеличилась на 56,8% и составила более 5,4 трлн. BYR. Соответственно, доля неплатежеспособных организаций в общем их количестве за отчетный период составила 36%, в том числе примерно четверть предприятий на 1 декабря 2014 г. не имела собственных оборотных средств.
А количество убыточных организаций в стране с января по ноябрь прошлого года увеличилось на 48,4% и достигло 1.116. При этом совокупные убытки белорусских предприятий за тот же период составили 12,97 трлн. BYR. В итоге величина финансовых потерь убыточных организаций в январе - ноябре 2014 г. почти в 1,9 раза превысила аналогичный показатель за 11 месяцев 2013 г.
Анализ показывает, что главными "поставщиками" убытков в прошлом году были именно те субъекты хозяйствования, на которые сегодня делает ставку правительство, то есть крупные промышленные предприятия.
Так, на 1 декабря 2014 г. величина их чистого убытка составила 8,76 трлн. BYR, то есть около 2/3 всей суммы. Причем по сравнению с январем - ноябрем 2013 г. сумма чистого убытка промышленных предприятий увеличилась на 97,5%.
И здесь среди "лидеров" оказались предприятия сложного машиностроения: в январе - ноябре 2014 г. убытки производителей машин, транспортных средств и оборудования составили почти 3,4 трлн. BYR, что более чем в 8 (!)раз превышает уровень аналогичного периода 2013 г.
Причем рост убытков почти всегда сопровождается увеличением запасов готовой продукции. Так, на 1 декабря 2014 г. товарные запасы производителей машин и оборудования в 2,4 раза превышали месячный объем выпуска продукции. А на складах заводов, выпускающих транспортные средства, их количество соответствовало двухмесячному объему производства.
Таким образом, нынешняя ситуация в промышленном секторе в полной мере доказывает неэффективность существующей модели управления предприятиями, в рамках которой субъекты хозяйствования ради поддержания директивных объемов производства вынуждены наращивать складские запасы.
Реструктуризировать белорусскую экономику необходимо, руководствуясь простым правилом: вкладываемые средства должны приносить прибыль. Ситуацию улучшила бы ставка на малый и средний бизнес, ведь в условиях кризиса он демонстрирует наибольшую устойчивость. Правда, частные предприятия, реагируя на рыночную ситуацию, возможно, будут вынуждены снизить объемы производства и даже пойти на оптимизацию численности персонала. Вот тут-то государство и должно подставить гражданам свое плечо.
26.02.2015 |
КОММЕНТАРИИ (1)
Александр:
24 февраля 2015, 14:50
Забавные идеи выдвигает автор статьи, предлагает оставить без внимания основные заводы Беларуси и начать играться с каким-то мифическими мелкими и средними предприятиями, людей сокращенных на крупных предприятиях он предлагает посадить на хребет государства и убаюкивать их пособиями - "подставить плечо", как выразился автор. Как же весело звучит предложение сделать мелкий бизнес драйвером роста, пусть автор потрудится предложить хоть одну толковую идею, которая в нынешних глобальных условиях будучи успешной не выпорхнула бы за пределы Беларуси оставив "бульбашей" наедине со своими проблемами.